Руфат Годжаев: «Каждоевосхождение — это новая победа»

Спорт
10 Июль 2014
11:36
60
Руфат Годжаев: «Каждоевосхождение — это новая победа»

Альпинизм… Что это — спорт или экстремальное увлечение? Уж более 100 лет люди планеты не могут дать точного определения этому захватывающему времяпрепровождению. 

«Лучше гор могут быть только горы» — не сомневался Владимир Высоцкий, американский писатель Эрнест Хемингуэй восхищенно называл альпинистов «покорителями сказочных красот», а французский художник Анри де Тулуз-Лотрек не единожды сокрушался, что ему «не суждено запечатлеть созданный природой дивный пейзаж, наверняка открывающийся с верхушки Альп».

Однако было и противоположное мнение. К примеру, испанский генералиссимус Франко был ярым противником альпинизма, называя его простой блажью, и подобно кардиналу Ришелье, сокрушающемуся,  что славные сыны Франции гибнут не во имя Родины, а на дуэлях,  считал,  что уж слишком много достойных граждан отдают жизни не во имя Испании, а просто удовольствия ради.

Так что такое альпинизм? Разобраться в этом вопросе читателям газеты «Бакинский рабочий» поможет главный тренер клуба «Гартал»  Руфат Годжаев.

— Альпинизм — это спорт, по той простой причине, что главной целью участников является достичь цели быстрее противника.

— Оправдан ли риск?

— В  той или иной мере риск присутствует в большинстве видов спорта.

— Но, согласитесь, сломанные ухо в борьбе или нос в боксе  не то же самое, что падение с горы.

— Разумеется, далеко не одно и то же. Но дело в том, что у большинства людей, и, простите, у вас в том числе, сложилось неверное представление  о нашем увлечении.

Какие ассоциации возникают у большинства?  Собралась экспедиция и, рискуя жизнью, «пошла»  штурмовать вершину. На деле  все обстоит иначе. Если проводить аналогию с футболом, то им занимаются десятки, сотни миллионов людей на планете. Верно?

— Абсолютно верно.

— А сколько из них удостаиваются чести выступить на Чемпионате мира? Вот сейчас,  на бразильском мундиале  всего 32 команды по 22 игрока, то есть не более 700 человек. Та же ситуация в альпинизме, то есть  только самым подготовленным суждено покорить такие вершины, как Пик коммунизма, Эверест или Нангапарбат.

— Сколько  наших  соотечественников занимаются альпинизмом?

— Более 100 человек.

— Есть и сборная страны?

— Есть сборная Азербайджана по высотным восхождениям. А есть еще сборная по ледолазанию, которая стала бронзовым призером Чемпионата мира 2013 года в общекомандном зачете!

И, раз уж заговорили об ледолазании и скалолазании, напомню, что по ним ежегодно проводятся чемпионаты страны.

— По каким критериям вы комплектуете группу для похода в горы? Попасть в нее может любой желающий?

— Нет, не любой. Сперва необходимо снабдить человека теоретическими знаниями. Он обязан иметь четкое представление, куда идет и как себя вести. Следующий этап подготовки — это практические занятия, которые мы проводим на скалах в Нардаране, Бибиэйбате, Локбатане, Гобустане или в Сиязани, в районе горы Бешбармаг.  Как правило, подобный тренинг занимает не меньше 2 месяцев.

В горах мало оксигена, а значит, помимо технических навыков, нам необходима выносливость. Поэтому на сборах проводятся ежедневные кроссы. Бег вообще является важнейшим элементом в нашей спортивной дисциплине.

— Без упомянутого тренинга не может быть и речи о серьезных походах?

— Совершенно верно.

— А, скажем, если ученик трудолюбив и внимателен, но наука ему не дается. Как поступаете в таком случае?

— Опять же, беру на маршрут первой категории сложности.

— Сколько всего категорий сложности?

— Одиннадцать.

— Бывали на вашей памяти случаи, когда человек, успешно прошедший тренинг, вдруг пасовал перед серьезной высотой?

— Всякое бывало, люди ведь разные. В любом случае, даже после успешно пройденного тренинга мы начинаем с легких маршрутов, первой категории сложности.

— Ситуация: все готово к восхождению, но психологическое состояние одного из участников группы далеко от идеального. Вы полномочны снять его с мероприятия?

— Прежде всего,  постараюсь успокоить его, налажу контакт. Пусть  выйдем с опозданием, но психологический настрой всей группы должен быть «ровным».

— А если не удалось успокоить?

— В таком случае придется «снять» его с похода, и это не обсуждается.

— Потерянная с годами скорость нередко восполняется в спорте опытом. Возможно ли это в альпинизме?

— А как же? У нас опыт проявляется в знании маршрута и технических навыках.

  Знание  маршрута — это важно?

— Да, это один из наиболее важных компонентов успеха.

— Расскажите о последних мероприятиях с участием сборной Азербайджана.

— К примеру, за последние 2—3 года мы проводили восхождения на Памир и  Тяньшань по маршрутам, которые мало кому удавались. А в 2013 году находились в Пакистане, возле горы Нангапарбат, которую еще называют «Горой–убийцей». Ее высота — 8126 метров, мы находились в лагере №2, расположенном на высоте 6100 метров и с утра планировали продолжить восхождение. Но вечером в лагерь прилетел вертолет Вооруженных сил Пакистана с требованием «закругляться» и возвращаться в город. Как оказалось, незадолго до этого террористы атаковали базовый лагерь, находящийся на высоте 4000 метров. Там произошла страшная трагедия, были убиты 11 спортсменов из разных стран, и военные не исключали нападения и на нашу экспедицию.

— Бытует  мнение, что альпинизм как ничто в мире приучает человека к корпоративной этике.

—  Согласен, горы сближают людей. И это закономерно, ведь люди доверяют друг другу свои жизни. Вместе — мы одна семья, с общими радостями и невзгодами. Хотя, знаете,  бывает и наоборот. На высоте вы можете сказать товарищу нечто, на что никогда не осмелитесь в обычной обстановке. Ученые объясняют это воздействием кислорода на мозг.

— Вы сказали: «Горы сближают людей». А продолжается ли их дружба в обычных условиях?

— Чаще всего да, это закадычные друзья — не разлей вода. Ситуация, когда члены команды встречаются от похода к походу, а в повседневной жизни не общаются, встречается намного реже.

— Кстати, пары в горах составляются навсегда или они варьируются?

— Бывает, что и варьируются. Но чем дольше 2 человека работают в паре, тем лучше. Они знают обоюдные плюсы и минусы, понимают друг друга с полуслова.

— А сколько в среднем длится маршрут?

— По-разному. От одного дня до 2 месяцев, в зависимости от сложности маршрута.

— Что вы ощущаете, покорив вершину?

— Ничем не передаваемое ощущение покорившейся вершины, осознание того, что мир с этой точки созерцало лишь считанное количество людей. Прошлой зимой я поднялся на Эльбрус, и у меня просто нет слов, чтобы описать словами великолепие, которое открылось моему взору.

— И последний вопрос: какой смысл покорять одну и ту же вершину дважды?

— Встречный вопрос (смеется): какой смысл становиться двукратным чемпионом мира или дважды выигрывать Лигу чемпионов по футболу? Каждое удачное восхождение — это новая победа.

Новости