Владимир Тукмаков: «Моя главная задача — набрать правильный состав»

Спорт
30 Сентябрь 2014
12:28
42
Владимир Тукмаков: «Моя главная задача — набрать правильный состав»

20 сентября в испанском городе Бильбао завершился шахматный Кубок Европы среди клубов, победителем которого стал азербайджанский клуб  SOCAR-Azerbaijan. Причем по заявлению ведущих специалистов всего мира, победа нашей дружины стала безоговорочной, ведь на пути к заветной цели были биты ведущие коллективы Старого Света.
Своими впечатлениями от испанского вояжа  поделился капитан SOCAR-Azerbaijan Владимир Тукмаков.

— Прежде всего, примите наши поздравления.

— Большое спасибо.

— Уже за тур до финиша  SOCAR-Azerbaijan обеспечил себе первое место. Для самой команды это не стало сюрпризом?

— Мы в пятый раз принимаем участие в Кубке Европы и завоевываем его во второй раз (первый был в 2012 году — Прим.). Но тогда мы победили с большим трудом, с минимальной разницей дополнительных показателей. На этот раз  выиграли  куда более убедительно. А вот стала ли такая яркая победа сюрпризом для самой команды? В принципе, мы всегда были рейтинговыми фаворитами, всегда боролись за первое место, но далеко не всегда его выигрывали. А если быть совсем точными, то выиграли мы всего однажды, буквально парой очков на тай-брейке. Поэтому убедительная победа  в Бильбао, конечно же, радует и команду, и меня лично.

— В принципе, и год назад SOCAR-Azerbaijan стартовал весьма  уверенно.

— Согласен, начало было хорошим. Одержали пять побед в пяти турах, и в шестом играли с «Нови-Бором». В общем-то, не самый грозный соперник, особенно по состоянию на прошлый год. Тем не менее, мы на первых трех досках проиграли. А проиграли тогда Фабиано Каруана,  Веселин Топалов и Гата Камский. Чтобы такие люди проиграли одновременно, такое случается не каждый день и не каждый год.

— Двоих из этой тройки уже нет в составе SOCAR-Azerbaijan. Это как-то связано с тем сенсационным поражением?

— Фабиано Каруана сам предпочел играть за недавно созданный в Италии клуб. Не знаю, насколько был тяжел его выбор, но, тем не менее, он его сделал. Что касается Камского, чьи результаты явно шли на убыль, то да, мы его заменили.

— Тяжело ли тренировать клуб, который борется только за первое место?

— «Тренировать» — это не совсем точное определение, потому что я не тренирую команду (смеется). Не хочу приписывать себе несуществующие заслуги. Мы собираемся от турнира к турниру. В принципе, у нас в команде звезды, поэтому никакой специальной, целенаправленной подготовки к соревнованиям не существует. И, конечно же, нет  какой-то специальной дебютной подготовки к каждой партии — словно я разрываюсь между шестью гроссмейстерами и каждому даю ценные руководящие указания. Сложность именно в том, что это действительно звезды, все они индивидуальности, каждый со своим характером. И моя главная задача — набрать правильный состав. Ведь в принципе за эти пять лет через команду прошло немало выдающихся гроссмейстеров, и далеко не всем удалось прижиться. Некоторые ушли, можно сказать, по своей воле, как, скажем, Каруана или Грищук. С другими приходилось расставаться по нашей инициативе и продолжать поиски оптимального состава, делать точечные замены.

— Можно ли уже сейчас сказать со стопроцентной уверенностью, что команда звезд превратилась в команду-звезду?

— Знаете, в команде всегда царила дружеская атмосфера. Я не могу сказать, что именно в Бильбао был какой-то особый микроклимат, так называемый командный дух. Но рано или поздно, такой звездный состав должен был победить убедительно, как на одном дыхании. Вот мы и «выстрелили».

Стала команда звезд командой-звездой? Трудный вопрос. И, наверное, преждевременный.

— Ваше лучшее — а может быть, и не одно — капитанское решение в ходе этого турнира?

— Я думаю, что лучшее решение, которое, может быть, во многом повлияло на конечное выступление, — это расстановка игроков по доскам в том виде, в котором они и были. Это довольно сложная штука, потому что у шахматистов такого класса есть амбиции. И если у кого-то, скажем, выше рейтинг, то уступить первую доску — это, в общем, не так просто. Если их рассаживать по рейтингу, то на первой доске должен был играть Топалов, на второй должен был играть Аниш Гири, на третьей — Шахрияр Мамедъяров, на четвертой — Майкл Адамс, и так далее. То есть настолько все поменялось, что нам даже сейчас трудно вспомнить, как должно было быть по рейтингу.

Я вспоминаю с таким трудом, потому что в некоторой степени ситуация изменилась уже во время этого турнира. Есть же текущий рейтинг, и он зависит от каждой партии. Скажем, Гири за этот турнир поднялся на три или четыре позиции. Мне это тем более приятно, поскольку он является моим персональным подопечным, не только по сборной Голландии. Я являюсь и его личным тренером. Так что на 1 октября он будет седьмым в текущем рейтинге, и это мне тоже приятно. Понятно, что радость по этому поводу несоизмерима с радостью по поводу победы команды, но положительных эмоций это тоже добавляет.

— Какими вы все-таки руководствовались соображениями, принимая то или иное решение?

— Знаете, если я буду рассказывать все свои капитанские тайны, то… Должна же оставаться какая-то загадка, какая-то интрига. У меня были кое-какие соображения. И поскольку они сработали, значит, решение было правильное.

— А среди игроков возражений не было?

— Это тоже очень важный момент. Потому что когда имеешь таких гроссмейстеров, то это, конечно, с одной стороны, честь и очень приятно. А с другой стороны, все-таки надо прислушиваться и к их эго. Понятно, что такой вопрос мог решиться только при согласии сторон.

— Блестяще выступили и лидеры команды — Шахрияр Мамедъяров, Веселин Топалов, Аниш Гири... Это шахматисты, которые еще способны прибавлять, еще способны бороться за самые высокие результаты, не только в SOCAR, но и вообще в турнирах? Охарактеризуйте их.

— Это как раз тот самый редкий случай, когда, отмечая игроков, можно начинать с самой первой доски и заканчивать последней. Потому что наши запасные игроки набрали, соответственно, 3,5 из 4 и 2,5 из 3, что никак нельзя назвать скромным результатом. Правда, в основном они играли все-таки с командами, которые послабее. Но у нас нет даже ни одного среднего результата в команде. Прекрасно выступил Теймур Раджабов. Может быть, чуть хуже выступил Ван Хао. Мне показалось, но потом разыгрался и тоже показал, в общем-то, достойный результат. Одним словом, вся команда показала: а) прекрасные личные результаты, б) отличную игру, просто прекрасную игру! Я просто не помню, чтобы вот так все вдохновенно играли!

— Как вы думаете, на следующий год состав команды сохранится?

— Знаете, наша жизнь так переменчива, что давно уже не даю прогнозов. Поживем –увидим.

Новости