Рустам Оруджев: «Большие победы достигаются хладнокровием»

Спорт
19 Май 2015
12:35
55
Рустам Оруджев: «Большие победы достигаются хладнокровием»

Менее месяца остается до старта первых в истории Европейских игр. Большинство отечественных федераций уже объявили составы команд, что мгновенно стало предметом жарких дебатов в среде болельщиков и специалистов. 
Одним из тех, кому придется бороться (в прямом смысле слова) за награды Евроигр, является азербайджанский дзюдоист Рустам Оруджев (73 кг). С началом 2015 года 23-летний спортсмен ворвался в элиту мастеров татами и после блестящих побед на Гран-при в Тбилиси и Самсуне он уже в ранге фаворита выступил в Баку на недавнем турнире из серии «Большого шлема». И снова победил. 
Гость газеты «Бакинский рабочий» — Рустам Оруджев.
— Определенно, 2015 год можно назвать «годом Рустама Оруджева».
— Скорее, первую его половину. Как там сложится дальше, покажет время.
— На данный момент вы идете номером 2 в рейтинге IJF (Международная федерация дзюдо). Положа руку на сердце, столь стремительный взлет приятно удивил отечественных болельщиков.
— Не считаю свое удачное выступление какой-то сенсацией. В конце концов, я вхожу в состав сборной Азербайджана — факт сам по себе немаловажный. Наша школа занимает достойное место в мировом дзюдо, имеет свои традиции и историю. Мы побеждали на Олимпиадах, чемпионатах мира,  Европы и других важных турнирах. Вот я,  к примеру, стал преемником Эльнура Мамедли — олимпийского чемпиона.
— Кстати, об Эльнуре Мамедли. Предъявляются ли к вам, преемнику легендарного мастера, повышенные требования?
— Нет. От меня, как и от всех членов  сборной, ждут побед.
— Итак, год 2015-й. С чем лично вы связываете успешное выступление?
—  Не берусь ответить. Но, скажем, перед мартовским Гран-при в Тбилиси у нас были сборы в Чехии. По их завершении как в физическом плане, так и в моральном ощущался подъем. Коллектив был уверен, что поездка будет удачной. В итоге мы стали третьими в общекомандном зачете (пропустив вперед Грузию и Монголию — прим.ред.).
Это очень хороший результат, ведь более 40 стран выставили  свои первые номера. Завоевать в такой жесточайшей конкуренции 2 «золота» и 1 «бронзу» (помимо Рустама Оруджева,  «золото» завоевал Эльмар Гасымов (100 кг), «бронза» в активе Тарлана Керимова (66 кг) — прим.ред.) — это показатель высокого класса.
— По окончании турнира вы заявили, что тяжелее всего вам дался полуфинал с олимпийским чемпионом Лашей Шавдатуашвили.
— Лаша — прекрасный дзюдоист, но до Тбилиси я побеждал его в Челябинске и Токио. Он намеревался одолеть меня с третьей попытки и не скрывал этого.  На татами Лаша вышел с запредельным настроем, ведь  дома и стены помогают. А поддержка грузин в тот день была просто фантастической. Все кипело, бурлило, гремело… (смеется). В какой-то момент мелькнула мысль, что поддержать Лашу пришел весь Тбилиси.
Поначалу было нелегко в психологическом плане, но все изменилось, когда в этом шуме я услышал скандирование «Рустам, Рустам!» Это азербайджанцы, проживающие в Грузии, пришли поболеть за нас. Было очень приятно. 
Что касается непосредственно схватки, то нам обоим было нелегко. Встречались не впервой, прекрасно знали сильные и слабые стороны друг друга. К тому же в финале редко кто рискует без надобности. Как правило, ты ждешь ошибки соперника, и в нашем случае единственная ошибка Лаши привела к иппону.
— Через 8 дней после Тбилиси стартовал Гран-при в Самсуне. График, мягко говоря, довольно плотный.
— График действительно плотный, но сил придавал успех в Тбилиси.
— В финале вы боролись с хозяином татами — Хасаном Ванлиоглу.
— В отличие от Лаши, у Ванлиоглу нет титулов и регалий. Но он хорошо подготовился к встрече, и только в дополнительное время удалось сломить его сопротивление.
— Самое время поговорить о недавнем «Большом шлеме».  И ведь приятно, что и отечественные болельщики умеют поддерживать своих.
— Согласен. Лично я ощущал мощнейшую поддержку зала на протяжении всего турнира.
— Узнав итоги жеребьевки, вы заявили, что в недавнем прошлом проигрывали всем этим дзюдоистам. Это придавало дополнительную мотивацию?
— Нет, не придавало. Мне вообще кажется, что большие победы достигаются хладнокровием, а не жаждой реванша.
—   На пути к «золоту» вы «прошли» Акила Гжакова (Косово), Флорена Урани (Франция), Залимхана Оздоева (Россия), Миклоша Унгвари (Венгрия) и, наконец, монгола Ньям-Очира Саинжаргала. Что не имя, то мастер с большой буквы. Какая схватка запомнилась больше всего?
— Финал с Саинжаргалом. Никто не шел на обострение, поэтому зрелищным бой не назовешь. А победа досталась мне благодаря трем предупреждениям, которые получил монгол.
— Ну, если говорить о зрелищности, то вспомним досрочную победу в полуфинале над еще одним призером ОИ — венгром Миклошем Унгвари. Иппон на 35-й секунде в таком статусном противостоянии — событие далеко не тривиальное.
— Помните вы или нет, но летом 2013-го я уступил Унгвари на Чемпионате мира в Бразилии. И победа в Баку — это не столько реванш, сколько выводы, которые я извлек из того поражения.
— Вы прочно закрепились на второй строчке мирового рейтинга. Не открою для вас Америки, если скажу, что конкуренты «под микроскопом» изучают манеру ведения боя Рустама Оруджева.
— Это значит, что придется больше тренироваться.  В принципе, в спорте именно так все и происходит. Сложнее удержать позиции, нежели завоевать их. Но я полон сил и готов к борьбе. В спорте, как и в жизни, успех приходит через упорный труд. Нужно работать, шлифовать мастерство. Иначе никак! Все это я принимаю как должное и готов работать.
—  Главный старт 2015 года —  это Европейские игры.  Но до них вы выступите на World Masters, которые пройдут в конце мая в Марокко…
—  Приоритетом для азербайджанских дзюдоистов являются Евроигры,  к ним  мы готовимся с удвоенной силой.
— Практически все наши спортсмены — участники предстоящих Евроигр —  приравнивают бакинское  «серебро» к неудаче. Ничего, кроме «золота»?
— Естественно, было бы обидно взять «серебро» у себя дома,  на таком замечательном празднике. Но это спорт, заранее тут не предугадать.
— Вашей главной целью после Евроигр наверняка будет Олимпиада-2016?
— Трудно передать словами, как я мечтаю об олимпийском «золоте». Я ведь боролся на лондонской Олимпиаде  в 2012 году. Первый бой выиграл у Гидеона ван Зила из ЮАР, затем уступил россиянину Мансуру Исаеву. 
— Исаев завоевал в Лондоне «золото». Думаю, от мысли, что уступил только чемпиону, становится легче.
—  (Смеется). Нет, не становится.
—  Вы — номер 2 текущего рейтинга. С учетом того, что на ОИ едут первые 20 номеров, вы уже одной ногой в Бразилии. Я бы даже сказал, что уже занесли и вторую.
— Вы правы, должно случиться нечто экстраординарное, чтобы я не поехал в Рио. Но жизнь — вещь непредсказуемая. Нужно жить настоящим и работать, остальное приложится. 
— Рустам, большое спасибо за интересную беседу. По традиции, последний вопрос: есть ли у вас кумир в спорте?
— Мой кумир — единственный в истории дзюдо 3-кратный олимпийский чемпион японец Тадахиро Номура (ОИ 1996, 2000 и 2004 — прим.ред.). Быть лучшим три раза подряд — это выдающийся результат, показатель фантастической стабильности.

Новости