Фикрет Велиев: «Азербайджан заставил уважать себя»

Спорт
24 Май 2016
11:02
65
Фикрет Велиев: «Азербайджан заставил уважать себя»

26—30 мая в столице России состоится международное соревнование по фехтованию среди мужчин и женщин из серии Гран-при —  «Московская сабля-2016».

Разумеется, за награды престижного старта будут бороться и представители сборной Азербайджана. В этом году наша страна делегировала на турнир женскую команду по сабле в составе четырех человек —  лидер отечественного фехтования Сабина Микина, завоевавшая недавно лицензию на вторую для себя Олимпиаду, ее подруга по команде, многоопытная Севиль Буньятова, а также перспективные Айсель Ахадова и Нармин Джафарова.

По традиции, отечественная дружина отправилась в Москву чуть раньше остальных команд, чтобы провести совместные с российскими спортсменами сборы.

Своими ожиданиями от соревнований в Первопрестольной и многим другим с читателями газеты «Бакинский рабочий» поделился главный тренер спортивного клуба «Нефтчи» и сборной Азербайджана по фехтованию, судья международной категории Фикрет Велиев.


— Как известно, «Московская сабля» — это престижный рейтинговый турнир из серии Гран-при. А нынешний розыгрыш имеет для европейских спортсменов огромное значение еще и потому, что проходит в преддверии Евро-2016. Оно пройдет в  городе Торунь (Польша) 20—26 июня.

— Наряду с признанными мастерами — Микиной и Буньятовой — в Москве выступят и молодые Айсель Ахадова и Нармин Джафарова.

— Айсель и Нармин  — очень одаренные и перспективные девушки. Плюс, обе трудолюбивы и амбициозны. Цели завоевать награды перед ними пока не ставится. В настоящее время куда важнее, чтобы они  набирались международного опыта.

— А какая задача ставится перед Сабиной Микиной и Севиль Буньятовой?  

— Сабина и Севиль — это признанные мастера мирового уровня. Соответственно, от них мы ждем успешного выступления.

— Кстати, а почему в Москве выступит только одна из сестер Буньятовых — Севиль? Отечественному болельщику куда привычнее слышать:  «В составе сборной Азербайджана выступают сестры Буньятовы».

— Севиндж должна была выступить на «Московской сабле», но приболела в преддверии поездки и осталась в Баку. 

— Не могу не спросить о Микиной. Стоит ли рисковать спортсменкой, которой летом предстоит выступать на Олимпийских играх? Актуальна ли дня нее «Московская сабля-2016»?

— Да, актуальна. Во-первых, в Москву приедут лучшие из лучших, то есть у Сабины будет лишняя возможность испытать себя перед Рио. Во-вторых, турнир  носит рейтинговый характер, а в соревнованиях по фехтованию на Олимпиаде есть правило: чем выше у вас рейтинг, тем ниже по рейтингу соперник вам достанется.

— В 2012 году Сабине удалось завоевать олимпийскую путевку с последней попытки. Думаю, болельщики помнят, как бессовестно арбитры  засуживали ее на лицензионных соревнованиях. Как говорится, ей «удалось запрыгнуть в последний вагон уже отъезжающего в Лондон поезда». А вот право выступить в Рио, насколько известно, было завоевано без лишней нервотрепки.

Между тем Сабина уверяет, что 4 года назад ей было намного легче выиграть путевку. Не поможете разобраться?

— Помогу, с удовольствием. Дело в том, что 4 года назад на турнире в Братиславе (Словакия)  разыгрывались 4 олимпийские путевки, и сомневаться, что Сабина ее завоюет, не приходилось.

А полтора месяца назад в Праге (Чехия) расклад был иной. Во-первых, Сабина приехала в ранге «бронзового» призера Гран-при Бостона (США), что делало ее одним из основных кандидатов на путевку. Поверьте, очень тяжело быть  фаворитом на таких соревнованиях. Во-вторых,  в Праге разыгрывалась всего одна вакансия, а претендентов на нее было 13!
Вы же понимаете, какое колоссальное напряжение испытывали спортсменки. Эмоции в Праге били через край, и решающую роль играли уже не только подготовка и класс, но и умение совладать с волнением.

—  Я так понимаю, Сабине удалось собрать волю в кулак?

— Удалось, и не без помощи тренера. Перед  полуфиналом с Анной Лимбах из Германии  Сабина была словно натянутая струна.
Зная ее характер (как-никак тренирую этого человека с 10-летнего возраста), я не сомневался, что если она выйдет на помост с таким настроем, то вряд ли одолеет немку. Пришлось мне сесть рядышком и аккуратно, не торопясь,  внушать ей уверенность. 

— Судя по результату, слова наставника возымели должный эффект.

—  Прозвучит нескромно, но моя тирада действительно положительно сказалась на настрое Сабины. Она вышла и на одном дыхании переиграла Лимбах — 15:8, а чуть позже в финале победила Полину Касперович из Беларуси –15:11.  
Знаете, у нас недооценивают значение психолога. А зря! Его наличие необходимо. За рубежом, например, в любой команде, будь то сборная или клуб, должен быть штатный психолог. Этот вопрос там даже не ставится под сомнение.
Помню, мы как-то беседовали с германскими тренерами, которых удивило отсутствие психолога в сборной Азербайджана. «Как же вы обходитесь без него?» — спросили они. 

— Действительно, а как же?

— Ну вот, обходимся как-то,  сами заменяем психологов (смеется). А знаете,  что сказали нам немцы?«Судя по успехам азербайджанского фехтования, ваши тренеры — отличные психологи. Снимаем шляпу», — сказали они.

— В таком случае, нужен ли сборной Азербайджана по фехтованию штатный психолог? Возьмем Микину, с которой вы работаете 15 лет. Кто лучше Фикрета Велиева знает сильные и слабые стороны характера этой саблистки?

— Это заблуждение, которому многие у нас подвержены. Как бы хорошо не знал наставник своего подопечного, он никогда не сможет в полной мере заменить психолога-профессионала. Это же ясно как день, как дважды два.

Фикрет Велиев профи в фехтовании, но он ничего не смыслит в психологии. А она, между прочим, является одной из сложнейших областей медицины.

За рубежом вообще принято разделение труда. Там, скажем, в сборной не только психолог, но и физиотерапевт,  проводящий тренировку строго по науке. Он занимается по индивидуальной программе с каждым спортсменом, основываясь на его весе и росте. 

Сегодня мы видим, что спорт расширяет свои границы. И в футболе, и в боксе, и в борьбе, и в баскетболе… На самом деле, это здорово! Так вот, я скажу, что фехтование в этом смысле «шагает впереди планеты всей». Количество людей, отдающих предпочтение фехтованию, растет с невероятной прогрессией. Лет 10 назад в Тунисе или Египте только-только начинали интересоваться данной дисциплиной, а сегодня они приезжают на турниры в составе 40 человек. 
До Олимпиады-2012 словосочетание «венесуэлец — олимпийский чемпион» звучало как нечто нереальное, но в Лондоне их шпажист  Рубен Лимардо завоевал «золото».

В Китае и США число людей, так или иначе вовлеченных в фехтование, давно уже перевалило за миллион! В Германии у ребят, начиная с 12-летнего возраста, в год по несколько раз проводятся сборы. Примерно та же картина во Франции и Италии.
Кстати, вы в курсе, что в Европе наблюдается  настоящий «фехтовальный» бум? Все меньше людей там занимается дзюдо или боксом, большинство отдает предпочтение сабле или рапире. Вроде, тоже контактное единоборство, но никаких тебе ссадин и синяков.

К чему я это говорю? А к тому, что конкуренция в фехтовании XXI века поистине колоссальная. Оставаться в числе лидеров становится все тяжелее и тяжелее. Соперники используют все возможные средства, все достижения науки и техники, чтобы усилить команду или  одного конкретного шпажиста.

Условия для развития спорта в Азербайджане созданы потрясающие — это факт, признанный всем миром. Это, если хотите, аксиома, которая не требует доказательств.

Если говорить конкретно о фехтовании, то у нас нет никаких проблем ни с помещением, ни с амуницией. Сборы мы проводим с сильнейшими сборными мира — сборными Италии, Франции, Китая, США, Венгрии, Германии, Румынии и,  конечно же, России. Но, согласитесь, будет обидно, если в какой-то момент отсутствие психолога скажется на результате спортсмена.

— Ну, что ж, будем надеяться, что в скором времени у команды появится и свой штатный психолог. 

— Будем надеяться.

— Вы упомянули о совместных сборах. Насколько я знаю, чаще всего вы проводите их в лагере сборной России?

— Совершенно верно. Российская школа фехтования  — одна из сильнейших в мире, многие страны стремятся провести с ними совместные сборы. Как известно, их главным тренером является наш соотечественник, 2-кратный олимпийский чемпион Ильгар Мамедов, который регулярно нас приглашает.

В настоящее время мы находимся в Подмосковье, на базе сборной России. Помимо Азербайджана, в сборах участвуют Италия, Венесуэла, Франция, Греция, Германия.

— Импонирует ли внимание со стороны одной из сильнейших команд мира?

— Не сказал бы, что импонирует. Здесь дело в другом. Понимаете, россияне редко к кому обращаются с просьбой о совместных сборах. Как я уже сказал, наоборот, огромное количество стран хочет тренироваться с ними.

Но если  5—6 лет назад мы первыми обращались с просьбой о совместных тренировках, то сегодня инициатива исходит из Москвы. Там не скрывают, что их спортсменам идут на пользу спарринги с Микиной и сестрами Буньятовыми. Услышать подобное от российской сборной дорогого стоит. Как наставник сборной и просто как представитель азербайджанского фехтования я горжусь, что мы воспитали  девушек высочайшего международного уровня.

Кстати, в сборной России может быть одна, от силы две саблистки, которые располагаются выше Сабины в мировом рейтинге, и три-четыре спортсменки, которые сильнее Севиль и Севиндж.  

— «Я всегда выступал за то, чтобы сборные разных стран проводили совместные тренировки с моими ребятами. Подобные мероприятия идут на пользу обеим сторонам: расширяют кругозор, обогащают техническую базу и делают фехтовальщика более подкованным в плане стратегии», — сказал много лет назад  экс-наставник сборной Италии, 6-кратный олимпийский чемпион и 13-кратный чемпион мира Эдоардо Манджаротти (1919—2012). 

— Готов подписаться под каждым его словом. В принципе, я уже упомянул, что мы неоднократно проводили сборы с сильнейшими сборными мира. Польза от подобных мероприятий огромная, ведь там встречаются представители разных школ, разных спортивных стилей и направлений. Как сказал Манджаротти, «совместные занятия расширяют кругозор фехтовальщика». Поистине, золотые слова!

— А кто является лидером современного фехтования?

— В фехтовании, как и в любом другом виде спорта, периодически меняются лидеры. Сегодня плеяда талантливых спортсменов может быть в одной стране, через пару лет  — в другой, еще лет через 5 — в третьей.
В принципе же, самые сильные саблисты бывают итальянцы и французы, в рапире ведущие позиции  занимают немцы, а лучшие шпажисты — это скандинавы.

— А я был уверен, что лучшие рапиристы  — это венгры.

—  Венгрия вне конкуренции во всем, что касается фехтования. Она априори является №1 и  задает тон в нашем виде спорта.

— Хотелось бы вернуться разговору о Сабине Микиной. Велики ли ее шансы завоевать медаль в Рио?

— Олимпиада — это специ­фическое мероприятие, и практически невозможно предугадать ее результаты. Спортсмен целенаправленно идет к нему 4 года, бьется за лицензию, завоевывает ее, потом начинает готовиться непосредственно к Олимпийским Играм. Приехав на турнир, он испытывает колоссальное напряжение, и тут уж важно справится он с ним или нет.

— Помнится, 4 года назад все отмечали, как легко и непринужденно чувствовала себя Сабина на Лондонской Олимпиаде.

— Сабина Микина в Лондоне и Сабина Микина в Рио — это два разных спортсмена.

В 2012 году перед нею была поставлена цель — завоевать путевку на Олимпийские игры. Несмотря на трудности, на неоднократные судейские ошибки она сумела выполнить поставленную задачу. Оттого Сабина и была так раскована в Лондоне, ведь медалей от нее никто не ждал.

Сегодня Сабина — одна из сильнейших саблисток мира,  так что страна будет ждать награды. Она это прекрасно понимает, а потому очень важно, чтобы волнение не помешало Сабине показать себя с лучшей стороны.

Например, на Европейских играх именно волнение, как мне кажется, не позволило ей добраться до пьедестала. Все ждали только «золота», а она в результате стала 9-й. Как тренер я видел, что груз ответственности давит на нее, мешает сосредоточиться.

— Если не ошибаюсь, Сабина проиграла в первой же встрече плей-офф?

— Верно, неожиданно уступила россиянке  Яне Обвинцевой со счетом 13:15.

— Почему же неожиданно? Обвинцевой предрекают блестящее будущее и даже называют «Новосибирским самородком».

— Согласен, Обвинцева талантливая спортсменка. Но она — юниор, в то время как Сабина — это состоявшаяся спортсменка, представительница мировой элиты. Разумеется, фаворитом в их паре считалась Микина.

В принципе, если учесть состав фехтовальщиц, которые приехали на наши Игры, а приехала к нам вся европейская элита, то 9-е место — это не слабый результат.

А вот от Севиль на Евроиграх мы не ждали попадания в финал. Но она добралась до него, где с разницей в одно очко уступила полячке Ангелине Ватор. Третьей стала ее сестра Севиндж, четвертой —  Марго Рифкис из Франции.
Помню, главный тренер одной из сборных сказал, что если бы его попросили дать 1000 вариантов первых четырех мест на Играх, то  даже тогда он не угадал бы, что четвертый номер польской команды Ватор возьмет «золото», поочередно обыграв именитых сестер Буньятовых (Севиндж в полуфинале и Севиль в финале — прим.ред.), а Рифкис, которая является запасной в своей стране, станет в Баку четвертой.

Вместе с тем лучшая саблистка всех времен и народов, 4-кратная чемпионка мира и 7-кратная чемпионка Европы, олимпийская чемпионка 2008 года Ольга Харлан стала только 28-ой!

Все это в очередной раз доказывает, насколько непредсказуемы подобные соревнования.

— Фикрет муаллим, помимо тренерской деятельности, вы являетесь и судьей международной категории. Стало быть, в Рио вы поедете не только в качестве наставника?

— Да, я буду судить встречи на Олимпиаде.

— Не секрет, что наши фехтовальщицы часто сталкиваются с предвзятым судейством. Давно хотел спросить у вас: никогда не возникало желания ответить «любезностью на любезность»? Скажем, засудил итальянец Микину, а Фикрет Велиев в ответ отыгрался на представительнице или представителе сборной Италии.

— (смеется) Ох, знали бы вы, сколько раз возникало подобное желание… И возможности были. Это тот случай, когда борются сердце и ум.

Умом то я понимаю, что спортсмен ни в чем не виноват. К тому же, совершив несправедливость, я поставлю себя в один ряд с каким-то нерадивым арбитром. Какая между нами будет разница?  Никакой! К тому же, не факт, что мой ответный поступок как-то заденет его. Ему, может быть, абсолютно безразлично, как выступает его соотечественник. Согласны?

— Да, согласен.

— А главное, если я кого-то засужу, в мире станет на одного человека, который разуверился в справедливости, больше. Вот почему я не смогу никого засудить.

Справедливости ради хочу отметить, что мы все реже и реже сталкиваемся с предвзятым судейством. Во-первых, сказывается фактор Ильгара Мамедова — члена  судейской комиссии Международной федерации фехтования (FIE) и  председателя судейско-технической комиссии. Во-вторых, в нашем виде спорта, увы, ситуация такова, что арбитры уважают сильные страны, а вот слабые они привыкли «зажимать». Под словом «слабые» подразумевается аутсайдеры в фехтовании. Любой спорный эпизод они решают в пользу страны, которая стоит выше в рейтинге. Но в том-то и дело, что азербайджанское фехтование добилось значительных успехов за последние несколько лет.

Сегодня мы сильны, наши спортсмены занимают неслабые позиции в мировом рейтинге, а Сабина Микина летом поедет на вторую свою Олимпиаду. Благодаря громким победам Азербайджан заставил  уважать себя, поэтому арбитры  уже не рискуют засуживать наших ребят.  Чем известнее спортсмен, тем больше внимания привлечет ошибка судьи.  

— Большое спасибо за интересную беседу. И удачи вашим подопечным на «Московской сабле».  

Мурад Мамедов