Шахрияр Мамедъяров: «Победа всегда придает мне уверенности»

Спорт
11 Октябрь 2016
11:50
54
Шахрияр Мамедъяров: «Победа всегда придает мне уверенности»

Победой россиянина Яна Непомнящего, набравшего 6 очков, завершился в минувший уик-энд в Москве один из самых престижных в мире шахмат турниров — Х Мемориал Михаила Таля.

Неплохо выступил на этом международном соревновании и азербайджанский гроссмейстер Шахрияр Мамедъяров. В последнем туре наш соотечественник встречался с еще одним местным спортсменом, экс-чемпионом мира Владимиром Крамником, и на 42-м ходу хозяин доски вынужден был признать поражение. После этой победы  Мамедъяров с  4,5 очка обеспечил себе четвертую позицию в итоговой таблице.

Хотелось бы отметить, что десятый по счету Мемориал Таля, как, впрочем, и все предыдущие, собрал впечатляющий состав соискателей наград. Буквально каждая партия здесь проходила в напряженнейшей борьбе,  доставляя знатокам и просто любителям этой древней игры массу положительных и ярких эмоций. Однако ближе к финишу заряд энергии у шахматистов пошел на убыль, о чем говорят пятнадцать ничьих в последних партиях. Возмутителем спокойствия в сложившейся ситуации оказался лишь Мамедъяров, отпраздновавший блестящую победу над Крамником. В итоге он завершил соревнование со следующими статистическими показателями — две победы, пять ничьих и два поражения.

Своими впечатлениями от традиционного старта в Москве Шахрияр поделился с азербайджанскими любителями спорта.

— Довольны ли вы своим выступлением на Мемориале?

— Я максималист по натуре, а потому остался не до конца доволен своим выступлением на Мемориале Михаила Таля.

— Тем не менее, четвертое место на престижном турнире с участием элиты современных шахмат — это хороший результат. Вы не согласны?

—  Я понимаю, что неплохо провел этот турнир, и четвертое место на Мемориале Таля — это зачетный результат. Но когда анализируешь свое выступление по окончании соревнований, всегда кажется, что мог выступить лучше. Скажем, в какой-то партии поторопился с ходом и подарил сопернику полбалла, в какой-то и вовсе проиграл.

— Какая из партий запомнилась вам более всего?

— Прежде всего хотелось бы отметить, что абсолютно все партии на Мемориале Таля прошли в упорнейшей борьбе. Сюда приехали сильнейшие гроссмейстеры мира, и каждый требовал от оппонента максимальной концентрации. Так что мне трудно выделить какую-то одну-единственную партию.

— В таком случае выделите две.

— (смеется) А давайте я выделю сразу три. По традиции, на любом соревновании дебютная партия проходит тяжеловато, а потому надолго отпечатывается в памяти. В принципе, аналогичная картина существует в любом виде спорта: и в футболе,  и волейболе, и борьбе, и  боксе всегда запоминается  стартовая встреча. Я в этом смысле не являюсь исключением из правил и отлично помню партию с китайцем Ли Чао (она завершилась вничью — прим.ред.).

— А еще непременно запоминаются первая победа (разумеется, если таковая была зафиксирована)  и последняя на турнире партия.

— Да, чаще всего именно так  и происходит. Мой первый выигрыш в Москве состоялся в третьем туре, когда я переиграл израильского шахматиста Бориса Гельфанда.

— Кстати, вы согласны с мнением, что Гельфанд из рук вон плохо провел этот турнир?

— Это мнение основано на цифрах, не более того. Исходя из статистических данных, люди делают заключение, что Гельфанд провалил соревнования. Но в действительности это не совсем так.

— Тем не менее с 2 очками из 9 возможных Гельфанд финишировал на последней строчке в турнирной таблице.

— Ну и что? Ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что в Москву приехали ведущие гроссмейстеры мира. Естественно, кому-то досталась победа, кому-то — второе место, третье, шестое и так далее. Да, Гельфанд занял последнее, 10-е место. Но это был спор десяти сильнейших,  так что неправильно говорить о «проваленном соревновании».

В частности, в нашем очном противостоянии он сыграл классно. Победа тогда досталась мне, но это не значит, что Гельфанд был слаб. Отнюдь, это был все тот же Борис Гельфанд, один из самых талантливых и непредсказуемых шахматистов современности.

— Ну а в последний день Мемориала вы переиграли Крамника.

— Побеждать таких именитых соперников, как Крамник, всегда приятно. Помимо очков, этот успех придает огромный заряд уверенности.

— Соответствует ли действительности информация о том, что после Мемориала Михаила Таля «Мамедъяров планирует взять небольшой тайм-аут, чтобы восстановить силы перед последующими турнирами»?

— Пока что я не готов ответить на этот вопрос.