Хидаят Гейдаров: «Я нахожусь в начале пути»

Спорт
25 Октябрь 2017
10:06
90
Хидаят Гейдаров: «Я нахожусь в начале пути»

Очередным, если не триумфом, то уж точно несомненным достижением азербайджанского дзюдо стал завершившийся на днях в столице Хорватии — Загребе Молодежный чемпионат мира.

Завоевав 5 наград ( 2 «золота», 2 «серебра» и «бронза»), наша национальная дружина завершила мундиаль на второй позиции, уступив первенство лишь родоначальникам этого великолепного и зрелищного единоборства — Японии, в активе которой аж 14 медалей (8 золотых, 2 серебряные и 4 бронзовые). Далее расположились Россия, Грузия, Германия, Голландия, Бельгия, Бразилия и т.д. Всего же в Загреб приехало без малого 600 (если быть точнее, 593) юных дарований из 83 стран.

Вспомним еще раз имена наших спортсменов, заслуживших право взойти на пьедестал. Итак, в ранге сильнейших дзюдоистов мира среди молодежи завершили вояж к берегам Дуная Хидаят Гейдаров (73 кг) и Зелим Коцоев (100 кг), «серебро» в копилку «милли» принесли Натик Гурбанлы (55 кг) и Карамат Гусейнов (60 кг), «бронзой» отметилась Назакят Азизова (52 кг).

Особо хочется отметить  Хидаята, в буквальном смысле слова ворвавшегося в элиту мирового дзюдо подобно суперскоростному метеору. Если еще полтора года назад это имя было известно лишь узкому кругу специалистов, то с начала 2017-го о нем говорят знатоки  от Баку и до Токио, проча юному дарованию блестящее будущее.

Хидаят давно уже начал оправдывать эти авансы. Достаточно вспомнить, что за последние  10 месяцев он 6 раз завоевывал «золото» престижных стартов, на взрослом уровне в том числе. Вдобавок вот уже полгода наш 20-летний соотечественник не покидает верхних строчек официального рейтинга IJF (Международная федерация дзюдо) сильнейших мастеров татами в весовой категории до 73 кг.
Итак, сегодняшний гость газеты «Бакинский рабочий» — Хидаят Гейдаров.

— Прежде всего, от лица болельщиков и читателей нашей газеты я хотел бы поздравить вас с «золотом» молодежного мундиаля.

— Большое спасибо. Поздравлений заслуживает вся наша сборная, занявшая второе место в общем зачете.  Мы стали вторыми среди 83 стран и обошли таких мощных конкурентов, как Россия, Бразилия, Франция, Украина, Италия, Корея, Венгрия. Безусловно, это большая победа азербайджанского дзюдо. Сильнее нас оказались только японцы.

— Помнится, завоевав минувшей весной «золото» бакинской Исламиады, вы заявили, что полны сил и энергии и готовы хоть на следующий день вновь выйти на татами. Можете ли сказать те же слова после Загреба?

— На самом деле, я сказал несколько иначе. Я вовсе не имел в виду, что победа была легкой, а соперники слабы. Это звучало примерно так:

«Горжусь, что принес Азербайджану «золото» такого престижного соревнования, как Исламские игры. Вдвойне приятно оттого, что победа одержана в Баку, на глазах у родной публики. Фактор родных трибун придает такой заряд сил, позитива, хладнокровия и уверенности, что я не чувствую усталости и готов хоть завтра вновь выйти на татами».

Как видите, ни слова о том, что соперники были слабы. Я уважаю дзюдо и своих конкурентов, а потому никогда не сказал бы подобной фразы. Никогда и ни при каких обстоятельствах. Видимо, в мае журналисты неверно истолковали мои слова.

— Или же им нужен был громкий заголовок.

— Увы, не исключен и этот вариант.

— Какое событие в Загребе оставило у вас наибольшее впечатление?

—  Какое событие? Непростой вопрос, потому что все без исключения схватки прошли в напряженной борьбе. Может, визуально они смотрелись по-разному, потому что соперники, как представители различных школ дзюдо, работали в разных стилях.  Но все встречи, c первой и до последней, заставили меня и соперников выложиться по максимуму.
К примеру, начинать турнир пришлось с японца Хидеюки Ишигоока, отчего волнение мое было чрезмерным.

— Все чрезмерное перед боем, волнение в том числе,  есть фактор отвлекающий, не так ли?

— Совершенно верно. Оно мешает готовиться к бою, трезво воспринимать ситуацию и сосредоточиться. Что бы я ни делал, какие бы меры ни предпринимал, волнение не отпускало меня. Ничего не помогало.

— Имя или гражданство визави смутило вас?

— Имя не смутило меня, потому что впервые об этом спортсмене я узнал в Загребе. Там же и сошлись на татами.

— Стало быть, вас смутило его гражданство?

— Совершенно верно.

— С чего бы это?

— Вероятно, вы не обратили внимание на тот факт, что я еще никогда не обыгрывал представителей Японии. Ни разу.  Разминался в Загребе и думал: «Ну что, Хидаят, неужели вылетишь из мирового первенства уже после первого тура?»
К тому же, дебют на любом соревновании имеет огромное значение для спортсмена. От результата первой встречи и ее сценария зависит то, как турнир в целом сложится для тебя. Говорят, как начнешь соревнование, так его и завершишь.

— И вы начали мундиаль с победы...

— Да, мне удалось одолеть Хидеюки Ишигооку и пройти во второй раунд.

— Наверняка радость от этой победы была столь же чрезмерной, сколь и предматчевое волнение.

— (cмеется) Именно так, признаюсь. В тот момент радовала не только победа. Понимаете, впервые в карьере мне удалось преодолеть «японский барьер». Это фантастическое и настолько личное ощущение, что его не передашь словами. Когда стоял на пьедестале и слушал наш гимн, в голове пронеслась мысль: «Ну, наконец-то, ты смог победить японца».

— Насколько силен был противник?

— А в Хорватии вообще не было слабых дзюдоистов. И это не просто красивые слова, которые принято говорить в такой ситуации. Все приехавшие на турнир надеялись уехать домой в ранге чемпионов. И каждый из этих шестиста  дзюдоистов реально способен был стать чемпионом. Вполне мог.

Что же касается конкретно Хидеюки, то это очень сильный дзюдоист. Как, впрочем, и все его соотечественники.

— За счет чего вам удалось переиграть японца?

— Вы не первый, кто спросил меня об этом за последнюю неделю. Но у меня нет ответа. Даже пересмотрев этот бой в записи, я не нашел ответа.

— По мнению специалистов, «лучшее» свое дзюдо в Загребе Хидаят Гейдаров продемонстрировал в полуфинале против грузина Тато Григалашвили.

— «Лучшее» или «худшее», решать болельщикам. Знаю лишь то, что победа над Тато далась мне тяжелее остальных. Вы знаете, он классный дзюдоист: сильный, техничный, с характерной манерой ведения боя. Но главный его козырь — фантастическая интуиция. Грузин чувствует соперника и понимает его намерение, благодаря чему может работать на опережение. Это дает Тато существенное преимущество в бою. Никогда не сталкивался с дзюдоистом, имеющим столь мощную врожденную интуицию. Да что там сталкивался, я даже не слышал о cуществовании таких дзюдоистов. Он словно мысли ваши читает. Ты только подумал о комбинации, заходишь на прием или делаешь обманное движение, а у него уже готовы контрмеры.
Бороться с Григалашвили неудобно, тяжело и вместе с тем невероятно интересно. 

— Основное время вашей баталии не выявило обладателя путевки в финал, в связи с чем арбитр назначил дополнительное время.

— Совершенно верно, победитель определился в овер-тайме. Оба мы были выжаты как лимон, работали через силу, на морально-волевых. В этом бою я получил легкую травму и мечтал побыстрее расставить все точки над i.

— Благо, в итоге вам удалось подловить представителя сборной Грузии на встречном движении и оформить победу.

— Да.

— Затем была финальная баталия с турецким спортсменом Билалом Чилоглу.

— Билал очень техничный спортсмен, с которым, уверен, судьба еще много раз сведет нас на татами. Мне удалось досрочно победить его иппоном. Думаю, он захочет когда-нибудь взять у меня реванш. Что ж, буду рад вновь встретиться с ним лицом к лицу.

—  В 2017 году вы побеждали на взрослом Евро в Польше, на Кубке Европы в Беларуси, на домашней Исламиаде, а на молодежном чемпионате Европы в Словении взяли «золото» в личном и командном первенстве. Таким образом, в Загребе вы в шестой раз за последние 10 месяцев взошли на высшую ступень пьедестала.

Какую из этих наград вы считаете наиболее значимой?

— Этот год стал очень удачным для меня. Завоевано 6 медалей, каждая из которых имеет свою маленькую историю. Все эти награды важны для меня, но «золото» Исламских игр стоит особняком. На сегодняшний день это самый значимый мой успех на татами.
Но я еще только в начале пути. Дзюдо невероятно конкурентный вид спорта, поэтому ни в коем случае нельзя останавливаться. Чуть сбавишь темп, и тебя обойдут конкуренты. Непременно обойдут.

— А кого вы считаете основными своими визави?

— В весе до 73 кг немало классных мастеров, так что трудно выделить кого-то конкретно. 

— В таком случае, назовите двух самых ярких конкурентов.

—  Что ж, извольте: олимпийский чемпион Шохеи Оно — Япония, серебряный призер Олимпийских игр Рустам Оруджев — Азербайджан.

— Победы сразу на шести престижных соревнованиях плюс лидерство в рейтинге… Не каждому дано справиться со статусом звезды мирового спорта. Признайтесь, успех не вскружил голову?

— Не чувствую себя звездой, абсолютно. Я молодой спортсмен, которому многому предстоит научиться.

— Правда ли, что на Евро в Загребе вы попрощались с молодежкой?

— Да, правда. Отныне буду выступать исключительно на взрослом уровне. Иными словами, самое интересное для меня только начинается: сборы с первой национальной командой Азербайджана, тренировки, спарринги, большие турниры и Гран-при.