Игорь Беланов: «Персоналии способны в одиночку сделать результат»

Спорт
12 Март 2018
10:05
56
Игорь Беланов: «Персоналии способны в одиночку сделать результат»

Около недели назад в ряде зарубежных СМИ прошла информация о том, что экс-футболист сборной СССР и киевского «Динамо» Олег Беланов продает «Золотой мяч» 1986 года».

«Забавно, — подумал я, — а ведь года полтора тому назад я уже читал о том, что экс-форвард советской сборной «выставил «Мяч» на торги». Причем не просто выставил, но и стартовую цену установил — 250 тысяч. Сейчас и не вспомню, евро или долларов, однако готов биться об заклад, что речь шла именно о четверти миллиона.

Так, в чем же дело? В коллекции трофеев Беланова, как известно, всего  один «ЗМ».  Стало быть, одно из двух: либо первые торги прошли неудачно, что кажется маловероятным, либо, что выглядит более правдивым, история с продажей — очередная журналистская утка».

Краткость — сестра таланта. Решив не гадать, не фантазировать, не проводить вернувшихся в моду журналистских расследований и не выстраивать логических цепочек, дабы докопаться до истины, я поступил проще — взял в руки мобильный аппарат и связался с 58-летним украинским экс-форвардом.

Он прояснил историю с торгами, высказал мнение относительно реалий современного футбола, вспомнил самые яркие эпизоды в карьере и назвал топ-3 сильнейших футболистов современности  по «версии Беланова».

Итак, в гостях у газеты «Бакинский рабочий» — бывший футболист сборной СССР, киевского «Динамо» и немецкой «Боруссии» (Менхенгладбах) Игорь Беланов.

— На самом деле, это уже шестая по счету «продажа Мяча». Если не седьмая или восьмая. Не знаю, кому не дает покоя мой трофей?

— Подобного рода публикации как-то сказываются на вашем настроении?

— Меня это позабавило в первый раз. Как никак, я — одессит, у нас любят и понимают юмор. И говорилось тогда не о продаже, а лишении меня «Золотого мяча». Ко мне тут же стали звонить журналисты, мобильный трезвонил, не переставая. (смеется) Благо, это было 18 августа — день рождения младшего сына, Виталия. Настроение — замечательное, так что импровизация родилась сама собой. «Увы, это правда. France football обнаружил, что допустил ошибку в 1986 году при подсчете голосов. Сейчас пересчитали все бюллетени и оказалось, что большинство выбрало Диего Марадону. Аргентинец уже звонил ко мне, пытался подбодрить», — говорил я журналистам.  

— И вам поверили?

— Это было тотчас же напечатано, и читателям шутка понравилась. Как говорится, инцидент исчерпан. Хотя, заметьте, история о лишении меня «Мяча» изначально была плодом чьей-то, а не моей, фантазии. Я всего лишь подыграл.

Но, все хорошо в меру. Неприятно, когда люди начинают эксплуатировать ложь ради стабильного заработка.

Когда ради денег человек может написать все, что угодно, это удивляет меня. Есть ли предел беспринципности? Человеку можно простить непрофессионализм — он научится рано или поздно — или неграмотность в том или ином вопросе — постигнет науку со временем, доучится.

Но как научить человека быть человеком, если тот не признает простых, основопологающих ценностей?

—  Партнеры по «Динамо» характеризовали вас как человека, чье слово «крепче камня». «Игорь всегда держал слово и требовал того же по отношению к себе».  Как пример, приводили случай с Лобановским, после которого вы получили квартиру.

— Ну, история действительно примечательная. 1987-й год. Я как раз создал семью и должен получить квартиру. Но вопрос этот все затягивался и затягивался. Перед матчем со «Спартаком» я подошел к Валерию Васильевичу и попросил посодействовать в этом вопросе. «Забьешь москвичам два гола — будет тебе квартира», — ответил он.

— Неслабое задание.

— Оно называлось бы неслабым, играй мы в Киеве. А матч проходил в Москве, на «Лужниках», где Дасаеву и один гол забить непросто. Но я умудрился выполнить задание, о котором  Лобановский благополучно забыл. Когда же во второй раз подошел к нему, услышал новое условие: «Станем чемпионами — получишь квартиру».
Тут уж я встал в позу и при всей команде напомнил о предыдущем обещании: «негоже тренеру бросаться пустыми обещаниями».

— Довольно смело, учитывая характер тренера.

— Чужого мне не надо, но то, что заработал, всегда имею право потребовать. Опять же, это ни в коей мере не камень в огород Лобановского. Он был великим специалистом, и всем, чего я добился, на 85—90% обязан этому человеку.

Ну, вот такой я по натуре: если заключен договор, необходимо его соблюдать. Иначе не смогу воспринимать человека всерьез, даже если захочу.

— Так чем завершилась та история? Получили квартиру?

— Да, ровно через месяц получил ордер. 

— Вы — неоднократный чемпион и обладатель Кубка СССР, победитель Кубка обладателей кубков и финалист Евро-1988. Какое из этих событий наиболее памятно?

— Наиболее памятны 4 матча: победа над мадридским «Атлетико» в финале Кубка обладателей кубка 1986 года, через полтора месяца поражение от Бельгии на ЧМ в Мексике, сумасшедший по накалу финал Кубка СССР с минским «Динамо» в 1987  и финал Евро-1988, где мы уступили Голландии.

— Это совершенно разные по ощущениям события, не так ли?

— Да, разные. И у каждой этой игры есть своя мораль.

— Ну, что ж, начнем с победы над «Атлетико» — 3:0.

—  За победу нам  обещали по 500 долларов, а «матрасники» только за выход в финал получили по 50 тысяч долларов. Это обстоятельство показалось испанцам забавным, на встрече с журналистами кто-то позволил себе неуместные шутки по этому поводу.
Но, когда началась игра, «Атлетико» было уже не до смеха. Тут уж позабавилось «Динамо» — 3:0.

— Мораль сей басни…

— В том, что нужно уважать соперника, и что не деньги, а футболисты делают результат.

— Я был уверен, что скажете: «не говори гоп, пока не перепрыгнешь».

— Это и я имел ввиду, просто сказал своими словами.

— Согласен. Теперь об игре с Бельгией.

— В том матче я сделал единственный хет-трик в составе сборной, но не испытывал абсолютно никакого драйва. Мы ведь проиграли тогда 

— 4:3  «благодаря» бездарной работе арбитров. А мораль такова: доверять работу нужно профи, а не дилетантам.

— Следующее событие — финал Кубка СССР сезона 1986/1987 против минчан. Я, между прочим, помню тот матч в деталях. Игра у киевлян не особо клеилась, вы уступали со счетом 1:3, но не сдавались и незадолго до окончания основного времени сравняли счет — 3:3, а потом вырвали победу в серии пенальти.

— Действительно, игра совершенно не клеилась. Единственный, кто работал на должном уровне, был вратарь, покойный Виктор Чанов. Он потом и приз получил как «Лучший игрок финала».

— Мораль той истории — играть нужно до конца?

— Совершенно верно. Не отступать и не сдаваться ни при каких условиях — мой девиз по жизни.

— Итак, мы подошли к наиболее важному достижению в составе сборной — «серебро» континентального первенства 1988 года.

—  В финале сошлись СССР и великолепная сборная Голландии, которую мы обыграли на групповом этапе (1:0). Примечательно, что первый матч от А до Я вели «оранжевые» и должны были выигрывать по всем законам футбола.

А какой великолепный у них был состав: ван Бастен, Гуллит, Райкард, братья Куман, ван Арле, ван Тиггелен, Ваненбург, вратарь ван Брекелен. Потрясающие игроки, без вопросов.

Тем не менее, пробить Рината Дасаева в первой встрече им так и не удалось. Зато удалось отличиться Василию Рацу. Никогда он не был мастером дальних ударов, даже на тренировках не пробовал. А тут вдруг решился выстрелить с 30-ти метров… Гол! 

В финале же, наоборот, инициатива была на стороне СССР. Мы атаковали, держали оборону противника в напряжении и мысленно уже летели домой с Кубком Европы.

Но незадолго до перерыва мы теряем на фланге мяч и получаем встречную атаку, которую завершает Рууд Гуллит — 1:0.

— Гол в раздевалку — событие не из приятных.

— Вдвойне, втройне неприятнее, когда на кону «золото» Евро. Тем не менее, гол не выбил нас из колеи. После перерыва мы продолжили прессинг, нагнетали обстановку у голландских ворот. А, потом случился гол-шедевр ван Бастена — 2:0.

— При счете 2:0 СССР заработал пенальти… Редчайший случай, когда Беланов не смог переиграть кипера с 11-метровой отметки. Сказалось напряжение?

— За свою карьеру я пробил 35 пенальти, реализовал 33. Первый промах был на заре карьеры, когда выступал за одесский «Черноморец». Второй в финале Евро. Нет, не волновался. По сути, мне удалось обмануть ван Брекелена — он прыгнул в правый угол, мяч летел по центру, но по пути задел его бутсу.

— Мораль Евро-1988?

— Лично я вынес из того Евро следующую мораль: персоналии способны в одиночку сделать результат. И чтобы не говорили о том, что футбол — игра коллективная, вы меня не переубедите.

Чем бы завершилась первая игра, не вздумай Рац ударить? И где бы сейчас находился Кубок Европы — в Амстердаме или Москве, не играй за Голландию Гуллит и ван Бастен?

— Иногда и один в поле воин?

— Да.

— Назовите три лучшие персоналии современного футбола?

— Роналду, Месси, ди Мария.

— Немного удивляет отсутствие Неймара в вашем списке.

— Неймар — это талант, который не демонстрирует всех своих навыков. Он бережет себя, так как всегда держит в уме переход в новую команду и миллионы, которые заработает при очередном трансфере. Играя в бразильском «Сантосе», он сидел на чемоданах и говорил о переходе в «Барселону», которым клялся в вечной любви. Но при первом же выгодном предложении уехал в Париж, вдобавок, грозился подать в суд на «Барсу», забывшей заплатить ему бонусы.
Теперь вот пугает парижан, дескать, «он всю жизнь мечтал о «Реале»».
Не знаю, как остальные, но я не в восторге от Неймара.