Одина Алиева: «Успех всегда стимулирует»

Спорт
07 Апрель 2020
10:46
100
Одина Алиева: «Успех всегда стимулирует»

Коронавирус продолжает менять привычный уклад жизни и расписание миллиардов людей на планете Земля.

Не обошла эта напасть и мир спорта, почти 2 месяца находящийся в бессрочном отпуске. Первыми о целесообразности немедленного введения локаута (временная остановка работы — прим.) на все спортивные и иные массовые мероприятия объявили Китай и Южная Корея, примеру которых чуть позже последовали остальные.  

Поначалу речь шла исключительно о внутренних первенствах, плюс международных, намеченных на весну. К примеру, болельщиков заблаговременно уведомили о переносе на месяц-полтора Евро по дзюдо в Чехии, футбольных баталий в Лиге чемпионов и Лиге Европы, розыгрыша Кубка мира по художественной гимнастике и мундиале по аэробике, которые ожидались в Баку, мировом первенстве по хоккею в Швейцарии плюс десятков иных стартов.

Вот только к огромному нашему сожалению коронавирус оказался более живучей, чем предполагалось, гадостью. И пусть ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что в ближайшее время человечество одержит над ним верх, вирус оставил свой уродливый след в истории первой половины XXI века, внеся серьезнейшие изменения в спортивную жизнь 2020 года. Он «добился» даже казавшегося до последнего момента невозможным переноса 16-го по счету футбольного Евро, матчи которого должны были пройти в 11 странах Старого Света, включая Азербайджан, и, наконец, мегаграндиозного события — летних Олимпийских игр, к проведению которых в Японии все уже было готово.

А теперь перенесемся в Индонезию и поговорим о высшем волейбольном дивизионе среди женщин, за ситуацией в котором следят многие наши соотечественники. Если кто-то еще не в курсе, с недавних пор СМИ этой страны и фанаты все чаще называют «азербайджанским» клуб «Джакарта Пертамин Энерджи».  

Нет, их владелец — не наш соотечественник, равно как и азербайджанская фирма не является титульным спонсором. Зато роль ударного дуэта в рядах «ДПЭ» исполняют две нападающие, в разные годы надевавшие форму «милли», — ветеран и живая легенда мирового волейбола Наталья Мамедова, в октябре завершившая карьеру в сборной, и находящаяся на пике Одина Алиева, на 5 + проведшая сезон-2019/2020.  

Наконец, возглавляет дружину талантливый азербайджанский специалист Зия Раджабов, чье дарование и современное видение игры обогатили и разнообразили волейбол в исполнении «Джакарты», а тренерское чутье обеспечило им победы и выход с 1-го места в «Финал четырех» местного первенства.  

Итак, по итогам чемпионата Индонезии определилась четверка сильнейших — квартет, которому предстоит в очных противостояниях «ФЧ» решить судьбу медалей. Все предельно просто и прозрачно, если следовать регламенту. Вернее, все именно так и было бы, не вмешайся коронавирус.  

Не имея четких инструкций, проводиться ли в сложившейся ситуации «ФЧ», руководители индонезийской федерации перво-наперво поспешили ознакомиться с положением дел в высших лигах зарубежных стран. Изучив их опыт и проанализировав эффективность предпринятых мер, индонезийские боссы решили пойти иным, максимально коротким и минимально мудрым путем.  

Их постановление гласило, что сезон-2019/2020 должно завершить досрочно, без выявления чемпиона и призеров, а также клубов, которым придется сменить элитный дивизион на менее престижный, уступив место дуэту, занявшему там первые 2 строчки. Решение, мягко говоря, непрофессиональное и в высшей степени недальновидное. Аннулировать труд не одной сотни людей, вместо того, чтобы перенести «ФЧ» или провести при пустых трибунах эти 4-5 матчей, как, собственно говоря, и поступили в ряде стран.  

Естественно, данное решение неоднозначно было воспринято клубами и их фанатами. У кого-то оно вызвало радость, у кого-то справедливый гнев.

Безразличие проявили лишь «середняки», у которых необычное завершение сезона не вызвало ни радости, ни сожаления. Ни тебе комментариев в прессе, ни лаконичных постов в Интернете. Ноль эмоций, никаких абсолютно… Сплошной штиль, типичный для разместившихся на одинаково почтительном отдалении как от пьедестала, так и от зоны вылета.  

А вот, скажем, для «утопающих», то бишь, аутсайдеров, оно сыграло роль спасательного круга, как минимум, на год продлившего их пребывание в элитном дивизионе.

Противоположная на все 180 градусов реакция была зафиксирована у волейболисток, честно завоевавших путевки в компанию сильнейших. Если учесть, что результаты последнего первенства аннулируются, им предстоит с нуля начинать борьбу за эти самые путевки. И не забывайте, что зарплаты игроков существенно рознятся от принадлежности к тому или иному дивизиону. Престижнее дивизион — выше зарплата. Соответственно, владельцы клубов должны были выплатить спортсменкам и тренерам премии за победу, а затем заключить договор на новых условиях. Казалось бы, команда выполнила задачу и вправе требовать заработанное. Но если смотреть на ситуацию глазами владельца, команда так и не получила путевки в элиту. Стало быть, ждать в будущем сезоне более серьезного заработка и выгодных рекламных контрактов не приходится. Откуда же взяться премиальным и новым контрактам?

Теперь о лагере сильнейших, где постановление федерации приняли сперва за розыгрыш местных хакеров, давно уже набивших оскомину. Когда же информация была подтверждена, возмущению претендентов на «золото» не было предела. И удивляться тут нечему. Могла ли быть иной реакция у остановленного у самой финишной ленточки? У того, кто в погоне за мечтой преодолел немалый и полный испытаний путь, но, оказавшись в полушаге от Кубка, вынужден сойти с дистанции, даже не прикоснувшись к манящему блеском трофею.

Отказывается называть происходящее разумным и мало-мальски поддающимся логике и Одина Алиева. Своим мнением относительно неожиданной концовки индонезийского сезона, об уровне азиатского клубного волейбола и многом другом она расскажет азербайджанским любителям спорта.  

— Я все-таки верю, что федерация изменит решение и проведет «ФЧ». Конечно же, не сейчас, а позже, когда появится возможность.  

— Ситуация неприятная?

— Я бы дала иное определение. Самое мягкое, что приходит на ум, — это глупость и непрофессионализм, из-за которых 8 клубов находятся в шоковом состоянии, сокрушаясь о потерянном «золоте».То  есть каждый уверен, что именно ему достался бы Кубок.

— Почему 8, а не 4?

— Я подразумевала мужской и женский «ФЧ». По традиции решающие матчи в обоих турнирах проводятся один за другим. Сперва определяют чемпиона женщины, затем мужчины.  

— И каждая из 8 команд уверена, что именно она стала бы чемпионом Индонезии сезона-2019/2020.

— Это закономерно. Между клубами нет разительной разницы в классе, все более или менее равны по силе.  Поэтому каждый по-своему прав, сокрушаясь об ускользнувшем из рук «золоте».

Хотя, я точно знаю, что если бы в «ФЧ» каким-то образом попала команда со дна турнирной таблицы, она сокрушалась бы точно также, как и мы — показавшие лучший результат сезона.

— То есть сокрушалась искренне?

— Да, искренне. Неважно, считаешь ты соперника сильнее или слабее. Во-первых, мяч круглый — паркет ровный, произойти может все что угодно. Во-вторых, нельзя лишать шанса целую команду. Раз уж ей выпало это испытание, значит, она его заслужила.  

— А вы подумайте о человеке, проводящем последний сезон и впервые получившим путевку в «ФЧ». Он тренируется  в поте лица, готовится к самому важному событию в волейбольной карьере и мечтает, что покинет большой спорт в статусе победителя. По сути, федерация Индонезии лишает его права реализовать мечту.

— Вот вам еще одна причина, по которой федерация волейбола Индонезии должна поступить также, как и остальной спортивный мир. Никто не спорит, времена сейчас сложные. Необходимо сплотиться и сообща противостоять коронавирусу. Но зачем же отменять «ФЧ», если можно его перенести? Бессмыслица какая-то.

— Вы и ваши товарищи наверняка не исключали, что «ФЧ» рискует не состояться в намеченный срок.

— Ну, разумеется, мы допускали, что сроки «ФЧ» могут быть сдвинуты. Когда ежедневно слышишь об отмене Гран-при по дзюдо, сезона в НБА или международного турнира по карате, ожидаешь подобных мер и в отношении своего соревнования. Но решение, принятое федерацией, — это нонсенс. Почему они не воспользовались опытом стран, перенесших турниры на другой срок? В местной федерации так обособленно подошли к решению вопроса, что напомнили фразу об изобретателе колеса.

— Индонезийские спортивные деятели явно ошиблись в расчетах, представив на суд публики прямоугольное колесо.  

— (смеется) Вы правы, ошиблись в расчетах. Их предложение — закончить сезон-2019/2020  без чемпиона и призеров удивило даже безразличных к волейболу людей. В чем смысл отмены? Если можно перенести на более поздний срок какой-нибудь турнир, на который приедут 300-400 спортсменов из 60-70 стран, то что сложного в 4-5 волейбольных матчах?

— В Индонезии должен был состояться турнир с участием 400 спортсменов?

— Речь не шла конкретно об Индонезии. Но если возможно поменять даты чемпионата Европы по футболу и турнира по дзюдо в Праге, то волейбольный «ФЧ» в Индонезии и подавно. Вот только никак не возьму в толк, почему местная федерация не использует эту возможность, а вместо этого перечеркивает надежды и труд 8 клубов.                    

— Если отбросить в сторону эмоции, связанные с «ФЧ», как, в целом, складывался для вас сезон- 2019/2020 в Индонезии?

— Отлично складывался. Впечатления исключительно позитивные. Где-то после 3-го или 4-го тура мы взобрались на 1-е место и уже не покидали его до самого конца. На протяжении всего сезона все демонстрировали классный волейбол и работали на пределе возможностей ради того, чтобы оказаться в квартете лучших.  

— Ваши старания не были напрасными.

—  Да, программу-минимум мы выполнили — попали в «ФЧ». Немаловажно и то обстоятельство, что в «Пертамин Энерджи» собрался отличный коллектив. На площадке — полное взаимопонимание, каждый знает, что и как должно делать. Если же допустил ошибку, рядом всегда окажется партнер готовый подстраховать.  

— Это дорогого стоит, особенно в волейболе.

— Всегда важно знать, что рядом — надежное плечо партнера. И, как вы верно заметили, это особенно важно в волейболе.  

— Если верить зарубежным СМИ, уровень индонезийского клубного волейбола, особенно женского, растет буквально по месяцам.  

— Да, у мужчин здесь пользуются популярностью боевые виды спорта. Не отвечу, какие конкретно. Плохо в них разбираюсь. А вот женский волейбол развивается стремительно. И клубный, и на уровне сборной.  

— Стало быть, конкурировать становится все тяжелее и тяжелее?

— Однозначнно, уровень конкуренции в чемпионате Индонезии высок. Богатейшие люди страны приобрели несколько клубов и вкладывают в них солидные средства. Деньги, в первую очередь, тратятся на трансферы игроков из Японии, Китая, Европы, США и Латинской Америки. В свою очередь, местных спортсменок зовут в лучшие команды Италии, Франции, Германии, Польши, Турции, Соединенных Штатов и в Бразилии.  

— Финансовая база вашего клуба значительно скромнее, нежели у основных конкурентов?

— Честно говоря, никогда не интересовалась финансами клубов. Мне кажется куда более важным, что по ходу сезона мы переиграли всех главных конкурентов. На этом фоне блекнут все разговоры о финансах,  трансферах и так далее. Вдобавок, осознание этого здорово стимулирует.

— Думаю, попасть в «ФЧ» с 1-го места также важно для коллектива?

— Да, важно. Это дорогого стоит, если знать, в споре с какими соперниками мы финишировали во главе таблицы. Конкуренция была мощная, но «Пертамин Энерджи» вышел из борьбы с гордо поднятой головой.  

Хотя, повторюсь, сделать это было очень нелегко. Нередко после матча я и Наталья Мамедова смотрели друг на друга и удивлялись, откуда только силы берутся.