Олег Блохин: «В жизни актуально только «здесь» и «сейчас»

Спорт
31 Май 2020
11:49
112
Олег Блохин: «В жизни актуально только «здесь» и «сейчас»

Олег Блохин, бесспорно, футболист №1 в истории советского футбола, игрой которого восторгались такие культовые персоны, как Джанни Ривера, Иохан Кройфф, Мишель Платини, Франц Беккенбауэр и, наконец, сам «Король» — Пеле, видевший в «творениях Блохина почерк гения». 

Для того чтобы усилить свои ряды обладателем «Золотого мяча» (1975 г.), за него были готовы отдать большие деньги такие клубы, как «Реал», «Ливерпуль», «Интер» и «Бавария», десятки раз получавшие от Госкомспорта вежливый отказ, обрамленный в железобетонное «спортсмены СССР не продаются».  

О том, как велико было желание заполучить «киевскую ракету», свидетельствует случай, произошедший в 1978 году. На одном из мероприятий УЕФА президент «Милана» Феличе Коломбо протянул спортивному бонзе Страны Советов пустой, но подписанный чек. «Впишите сумму за Блохина — мы заплатим», — сказал гость.  «Блохин — бесценен», — парировал функционер, возвращая обратно чек.

Лишь в 1987 году ему позволили испытать «тяжелое бремя» легионера, когда 36-летний ветеран уже не являлся пределом мечтаний топ-клубов. Но желающих все равно было предостаточно, и из имевшихся вариантов Блохин выбрал «Форвертс» из скромного провинциального австрийского города Штайр, население которого не заполнило бы и трети 100-тысячного Республиканского стадиона в Киеве.

Проведя в Австрии достаточно успешный сезон, он перешел в кипрский «Арис» из Лимасола, где также провел не худший свой год в карьере. А под занавес чемпионата, отказавшись от продления договора на более выгодных условиях, он вернулся на родину, где 28 июня 1989 года в Киеве соберется созвездие суперисполнителей со всего мира, восхищавшихся талантом Блохина. Игра Сборная СССР — Сборная мира пройдет, разумеется, на 100-тысячном Республиканском стадионе, который не смог принять всех поклонников Блохина, собравшихся у спортивной арены. При счете 2:3 в пользу мира, за пару минут до финального свистка, Блохин восстанавливает статус-кво, после чего кланяется аплодирующей публике и уходит… На состоявшихся в тот же день торжествах Тамара Гвердцители впервые исполнит песню «Виват, король!», посвященную его прощанию с футболом.

Его тренерская карьера началась в 1990 году, и 12 лет он провел в ведущих клубах Греции. Потом были сборная Украины, триумфально дошедшая до ¼ финала ЧМ-2006, клубы «Москва», «Черноморец» и киевское «Динамо», которое он покинет 6 лет спустя, после чего сконцентрируется на собственном бизнесе.

На днях украинские сайты поведали о желании клуба Topaz Премьер-лиги доверить легенде футбола тренерское кресло. Дескать, уже была устная договоренность, а вот подписанию официального договора помешал коронавирус.

Предлагаем вниманию читателей интервью Олега Блохина, которое он дал местным журналистам.

— Нет, предложений из Азербайджана не получал. Скорее всего, обычная журналистская утка.  

— А если поступит?  

— Скажу вам честно: нет желания заниматься тренерским ремеслом. Это итог процессов, проходящих последние 15—20 лет.  

— Каких процессов?  

— Здесь и сплелось, и срослось все подряд: умное и глупое, смелое и трусливое, бескорыстное и продажное. Я не отрицаю, что для повышения качества и зрелищности футбола сделано много важного и полезного. Чего стоит введение VAR (система видеоповторов — прим.), всем облегчившее жизнь.  

Однако основная тенденция XХI века — не признание за тренером роли последней инстанции. Спонсор, агент, президент клуба, менеджер… Вот, кто всем ведает. Иногда тренер не определяет состав на игры, а его просто ставят перед фактом, и он, естественно,  превращается в посредственность, не пользующуюся авторитетом.  

— С другой стороны, тот тренер, который позволяет игнорировать себя, заслуживает ли авторитета?  

— Если футболист попал в состав окольными путями, тренер либо исключает выскочку из состава, либо уходит сам. Третьего варианта не существует.

— Какова участь футболиста в вашей команде, пытавшегося использовать связи?

—  Две попытки были предприняты в Киеве  — обоих «наградил» месяцем в дубле. После этого уже никто не подходил с подобными вопросами.  

— А как же ситуации, когда игрока ставит в состав не тренерское чутье, а педагогическая жилка? Мол, парень звезд с неба не хватает, но выход на поле придаст уверенности.  

— Это допустимо лишь только для порядочного и трудолюбивого паренька, когда можно правило хоть один разок нарушить. Но двигать мною будет не жажда наживы, как у менеджеров, а тренерская суть. По опыту знаю, какой импульс развитию игрока может придать всего один выход на игру.  

— Вы сказали о «сплетении глупого и умного, бескорыстного и продажного». Не о том ли речь, что грамотный маркетинг и повсеместное развитие футбола привлекли туда не только большие финансы, но и толпы нечистоплотных на руку людей?

— Именно об этом. Не пройдет прохвост мимо заявлений о миллионах и миллиардах, которые «крутятся» в современном футболе. Он  будет стараться втиснуться куда-нибудь, да еще и своих протеже пропихнет.  

— Футбол оказался не готов к нашествию «саранчи»?

— Избавиться от дурного можно в течение полутора месяцев. Было бы желание.

— Боюсь представить будущее киевлянина, решившего «втиснуться» в состав супротив воли Валерия Лобановского.

—  Так раньше и не путали Божий дар с яичницей.  

— Ведомое мэтром «Динамо» завоевывало Кубок кубков дважды, c разницей в 11 лет (1975 и 1986 гг.), и в обоих финалах отметился голом Блохин. Прокомментируйте мнение, что победа 1975-го значимее для «Динамо», чем Кубок-1986.

—  1975 год — исторический для «Динамо». Победы в чемпионате и Кубке СССР, Кубке кубков и Суперкубке УЕФА, плюс мой «Золотой мяч». Но и тогда, и сегодня я называю главным событием 1975-го победу над «Баварией», после которой наш стиль игры начали досконально изучать. С нее начинается международное признание «Динамо», тренерского таланта Лобановского и мастерства игроков.  

— Прокомментируйте мнение, что именно игры с «Баварией» стали главной причиной вручения Блохину «ЗМ», хотя приза был достоин и Леонид Буряк — главный «динамовский» плеймейкер.

— Если бы эксперты следили за футболом СССР, то в 1975-м, по справедливости, назвали бы кандидатами на «ЗМ», помимо Буряка, еще двух—трех ребят. Например, Виктора Колотова или Анатолия Конькова. Но они не интересовались чемпионатом СССР, поэтому основывались на имеющемся материале — играх Суперкубка, в которых «выстрелил» я. Может быть, забей тогда кто-то из них, выбор «Франс Футбол» оказался иным. Но в жизни актуально только «здесь» и «сейчас». И, между прочим, класс Леонида не ускользнул от внимания знатоков, и европейские гранды давали за него большие деньги.  

— Итак, двухраундовое противостояние «Бавария» (ФРГ) — «Динамо» (Киев, СССР) за  Суперкубок УЕФА, фаворитом которого 99 процентов из 100 беспристрастных любителей футбола называли «мюнхенцев».  

— «Бавария» была гегемоном мирового футбола и шла под №1 в любом рейтинге. Ведь они трижды кряду брали Кубок чемпионов, а в составе — действующие чемпионы мира из сборной ФРГ.  

— Но фаворит дважды побит за счет трех безответных голов Блохина, первый из которых — вишенка на торте, названный УЕФА и ФИФА одним из красивейших в ХХ веке. Это — шедевр, в котором сочетаются скорость, дриблинг, умение за секунду «просканировать» нескольких соперников и, простите, спортивная наглость: проделав путь со своей половины поля к штрафной хозяев, вы оставили не у дел квартет защитников, среди которых чемпионы мира — Ханс-Георг Шварценбек и сам «Кайзер» Франц Беккенбауэр, после чего вколотили мяч в ворота лучшего кипера того времени — Зеппа Майера.

— Главная установка на игру в Мюнхене — не пропустить, и Лобановский отдал предпочтение голландской модели игры: все делается вместе, от обороны до контратак. И только мне доверилась роль свободного художника, в одиночестве ожидающего шанса на чужой половине поля. И с первых же секунд на стадионе «Олимпия Штадиум» немцы пошли в атаку, на полную мощь. Даже готовые к такому сценарию ребята с трудом поспевали за их перемещениями.  

— Трудно остановить машину из ФРГ, несущуюся с большой скоростью.

— Вдвойне труднее без должной раскачки. Люди, имевшие дело с советскими автомобилями, помнят правило: прогревать мотор в течение 5—8 минут и только потом трогаться с места.  

— Так ведь Беккенбауэр, Мюллер и Румменигге не были знакомы с продукцией советского автопрома. У них в гараже стояли родные «БМВ», «Мерседесы» и «Порше», не требующие разогрева.

— Не знаю, чем бы все завершилось, не будь у нас отменной физической подготовки. Это был козырь, на который всегда делал ставку Лобановский. В те годы мы были недовольны нагрузками, злились молча на тренера, но именно они помогли переломить ход той игры и других.  Это 15 лет спустя подтвердил и Беккенбауэр.  

«Как бы плохо все ни складывалось, немцев всегда выручит отличная физподготовка. Вырвем концовку и победим благодаря именно ей. Но в 1975 году вы лишили нас главного козыря», — сказал он.  

Но я забежал вперед. Итак, вся первая половина матча прошла на нашей половине поля, то же самое и после перерыва. Преимущество колоссальное, дивидендов — ноль.  Ничего существенного создать не удается, бить приходится с дальней дистанции. Вы же понимаете состояние лучших из лучших, у которых не клеится игра. Тут и нервы шалить начинают, и мяч не слушается.  

А на 66-й минуте Зуев включается в отбор и пасует мне. В детстве мама — знаменитая легкоатлетка и многократный чемпион СССР Екатерина Адаменко видела во мне продолжателя традиций и отдала в руки опытных специалистов. Но я все-таки ушел в футбол, но, спасибо маме, скорость научился развивать завидную. Что было дальше, вы знаете.

— Вы убежали с центра к штрафной, где стояли защитники, чуть сбавили скорость, затем одним движением влетели в штрафную между двумя, обвели третьего и вколотили мяч в угол.

— Здесь сыграл эффект неожиданности. Закрыв все подступы, они были уверены, что это блеф, и я никуда не полезу.  

— Вы могли подождать партнеров, но предпочли рискнуть.

— Никакого риска не было. Потеря имела бы плачевные последствия, окажись там несколько игроков «Динамо». Тогда перехват мог завершиться «обрезом» и контратакой. Но я был один.  

— Поговорим о современном футболе. Мы общались почти год назад, за пару часов до финала ЛЕ: «Челси» — «Арсенал» — 4:1. Вы предрекли победу «аристократов» и заявили, что разочаровались в Генрихе Мхитаряне.

— По сути, эти события взаимосвязаны. «Арсенал» настроил против себя местную публику фарсом вокруг персоны Мхитаряна. Им бы к финалу готовиться, а не басни сочинять о футболисте, который выступит в финале после полугодового простоя. Естественно, были подняты на смех, что выбило из колеи и сказалось на настрое. В тот период Мхитаряна продавали «Роме», и хотели получить по максимуму. А как это осуществить, если не собираешься выпускать парня на финал? Отсюда и тема «опасного Баку». Жаль, что футболист пошел на поводу и выставил себя не в лучшем свете.  

Если «Арсеналу» действительно нужен был Мхитарян, его без лишних разговоров привезли бы в Баку и указали пункт договора, где черным по белому написано: «Отсутствие на матче без веских причин карается штрафными санкциями». Тот факт, что британцы не сделали этого, только подтверждает версию о фарсе.  

— Прошлый евросезон завершился бенефисом английских клубов. Каково ваше мнение на этот счет?

— Англичане провели огромный объем работы. Создали условия для того, чтобы богатые люди покупали местные клубы и вкладывались в них, а вот разного рода дельцов с непонятной репутацией на пушечный выстрел не подпускали к себе.  

Как итог, приезд большого числа топ-звезд и наличие 6—7 мощных команд, благодаря чему и возрос интерес публики к Премьер-лиге. Опять же, огромные деньги пошли от желающих транслировать матчи английского чемпионата и т.д. Грамотный менеджмент, одним словом.

— Большое спасибо за интервью.